Ефим Шатов

Дали

60 x 80

Энциклопедия

Браз Осип (Иосиф) Эммануилович

(1872, Одесса - 1936, Лис-Шантильи близ Парижа).

Жи­вописец.

После дождя. 1915. Холст, масло. 49х65,5. ГРМ

И.Э. Браз первона­чальное профессиональное об­разование получил в Одесской рисовальной школе, затем продолжил его в 1891—1894 в Мюнхене у знаменитого Шимана Холоши и в классах ри­сунка Мюнхенской Академии художеств. Из Германии начи­нающий художник переехал в Париж для продолжения заня­тий живописью, затем отпра­вился в Голландию, где изучал ис­кусство «старых» голландцев. После возвращения он поступил в Петербургскую Академию художеств, в мастерскую И.Е. Репи­на В 1896 получил зва­ние классного художника. Вы­полненные им портреты ху­дожников Д.Н. Кардовского и Е.М. Мартыновой получили высокую оценку критики, а портрет Мартыновой приобрел П.М. Третьяков.  В 1897-1898 Браз работал над портретом А.П. Чехова по зака­зу П.М. Третьякова. Оконча­тельный вариант этого произ­ведения был написан в Ницце и остался единственным при­жизненным портретом писате­ля. Критика упрекала худож­ника за будничность, с которой он представил А.П. Чехова. Только А.Н. Бенуа особо отме­чал, что будущие поколения будут благодарить автора за объективный «документ». В конце 1890-х - начале 1900-х  Браз создал целый ряд портре­тов художников: А.П. Соколова (1898, ГРМ), К.К. Первухина (1902), Л.О. Пастернака. Зна­комство с А.Н. Бенуа привело его в объединение «Мир искус­ства». Он при­нимал также участие в выстав­ке «36-ти художников» в Мо­скве. В начале 1900-х  Браз на­писал портреты художников – мирискссников  М.В. Добужинского, И.А. Фомина, К.А. Сомова.  В то же время ху­дожник много работал на заказ. Он специализировался на жен­ских портретах, солонного типа, которые вы­полнял по одинаковой, но мод­ной на рубеже веков схеме: да­ма сидит в кресле, смещенном к краю рамы, и кисть ее руки безвольно свисает с подлокот­ника («ПОРТРЕТ ГРАФИНИ Е.М. ТОЛСТОЙ», 1900). Изве­стность художника росла. В 1900-1905 он давал частные уроки в своей студии на Мой­ке, среди его учеников была З.Е. Серебрякова. Свою лю­бовь к наследию «старых» гол­ландских мастеров Браз прив­нес в учебный процесс, поэто­му его ученики много занима­лись копированием в Эрмита­же.

Портрет художника Константина Константиновича Первухина 91863-1915). 1902. Холст, масло. 62х49,5. ГРМ

В 1907 Браз уехал во Францию, где прожил до 1911. Новейшие  достижения французского искусства оказали влияние на его творчество. В пейзажах Брета­ни и Крыма 1913 года, а также Финляндии (1915-1917) боль­шую роль играют цвет и общая декоративность. Художествен­ные занятия Браз совмещал с коллекционированием. Еще в юности он увлекся голланд­ским искусством XVII в. и со­брал значительную коллекцию. Вторую страсть художника со­ставляла бронза Ренессанса: плакетки — небольшие релье­фы из бронзы или драгоцен­ных металлов, образки и стату­этки. Собирательство не могло не отразиться на творчестве мастера, и в 1905 Браз написал картину «ИНТЕРЬЕР» - сво­его рода образ кабинета соби­рателя,   наполненного   вещами из прошлых эпох и произведе­ниями искусства. После революции 1917 года Брзз в 1918—1924 состоял уче­ным хранителем и заведующим отделом голландской живопи­си Эрмитажа.  Он занимался также реставрацией поло­тен из фондов Эрмитажа. В ча­стности, Браз реставрировал знаменитый «Натюрморт с атрибутами искусств» Шардена. Работа в Эрмитаже оказала влияние на его собственное творчество. Под впечатлением от голландского искусства XVII в. он создал целый цикл «кухонных» натюрмортов: «НАТЮРМОРТ С МЕДНОЙ СТУПКОЙ» (1920), «НА­ТЮРМОРТ С ГОЛУБЫМ КУВШИНОМ» (1921), «НАТЮРМОРТ С БЕЛОЙ САЛ­ФЕТКОЙ» (1922). В 1924 ху­дожник был арестован по обви­нению в скупке картин для вы­воза за границу и шпионаже, после чего на три года был за­ключен в Соловецкий лагерь, а его коллекции национализиро­ваны. Только в конце 1926 он был освобожден по ходатайст­ву ленинградских художествен­ных обществ. Не желая больше искушать судьбу, Браз в 1928 уехал в Германию к семье, а за­тем поселился в Париже.

Литература:

Лейкинд О., Махров К., Северюхин Д.   Художники русского зарубежья. СПб., 1999. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алфавитный указатель

А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я  

Форма поиска

Поиск терминов или ключевых слов из энциклопедии.

 наверх

Количество работ: 62
Количество авторов: 15

Шедевры пастели из фондов Третьяковской галереи

Евгения Плотникова

...увидеть пастель в залах музея — редкое и значительное событие...

подробнее

"Я В МИР ПРИШЁЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ"

Марина Орлова

...он сказал: «Пишите, как почувствуете!»

подробнее

Виртуальные выставки

Арт рейтинг РУМАДА РУМАДА
© 2007 NewClassics.ru